ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И "МЫЛО К"
Без объявления войны ранним утром 22 июня 1941 года войска нацистской Германии напали на Советский Союз. Одним из первых городов, пострадавших от нападения, стал Брест, где защитники Брестской крепости более месяца держали оборону против превосходящих сил противника. Великая Отечественная война - одно из самых трагичных и значимых событий в истории человечества. Она затронула жизни миллионов людей, оставив неизгладимый след в судьбе каждой семьи. Немецкие концлагеря стали символом ужасающих преступлений против человечности. Миллионы людей были замучены и убиты в лагерях смерти. Великая Отечественная война унесла жизни более 26 миллионов советских граждан, но враг был разбит, и Победа была за нами! Сегодня память о войне живёт в сердцах миллионов.
В Победе нашего народа в Великой Отечественной войне немаловажная роль принадлежала врачам и другим медицинским работникам, возвращавшим в строй солдат и офицеров Красной Армии. В этой связи большое значение придавалось «предупредительной» медицине в работе врачей-гигиенистов и эпидемиологов, обеспечивающих гигиеническую и противоэпидемиологическую защиту войск. В Главном военно-санитарном управлении Красной Армии был создан центр, руководивший гигиеническим обеспечением войск.
Однако, где решался вопрос жизни и смерти было не до гигиены и только выйдя из боев, солдаты могли привести себя в порядок.
Вспоминает Иван Спицин: «Иной раз целый месяц не моешься. А иной раз мылись, как и полагалось раз в 10 дней. Баню делали так. В лесу строили шалаш, покрывали его лапником. На пол тоже лапник. Собиралось несколько экипажей. Один топит, другой дрова рубит, третий воду носит. Ты заходишь мыться, тебе сразу воду подносят, намылишься, веничком ещё постучат, мочалочкой потрут, обольют тебя, иногда нарочно ледяной водой. Помылся, оделся, заступаешь в наряд, другие идут. Чудесно!».
В начале войны вшивость у солдат, находившихся на переднем крае, была практически поголовной. Однако уже к середине войны вошь перестала быть постоянным спутником солдата.
Из мемуаров Н. Н. Никулина: «Я пробовал мочить бельё в бензине и в таком виде надевал его на тело. Крошки бежали из-под гимнастёрки, и их можно было стряхивать в снег с шеи. Но назавтра они опять появлялись в ещё большем количестве. Только в 1942 году появилось спасительное средство – «мыло К»: жёлтая, страшно вонючая паста, в которой надо было прокипятить одежду. Тогда, наконец, мы вздохнули с облегчением. Да и бани тем временем научились строить».
Вспоминает Ростислав Жидков: «Вши были первые два года. Помню, ещё мы играли во "вшанку" на «наркомовские 100 грамм». Брали лист фанеры, в центре которого рисовался круг размером с пятак. Достаем по вше, сажаем в центр круга, и какая первая пришла к границе, тот и выиграл. Вот она перед самой чертой, осталось только лапой переступить, а она раз и замерла, другая её обогнала! Эту сразу к ногтю! А победительницу в спичечную коробку, химическим карандашом задницу пометить. Это уже беговая вошь! Во второй половине войны, если вошь в бане нашли - все подразделение перемываться заставляли. Тогда же для дезинфекции стали использовать мыло "К". Немцы использовали против вшей вонючий порошок и всё равно они вшивые ходили! В наступлении старались не останавливаться в их блиндажах, в противном случае выводить вшей приходилось заново».
Стиркой и дезинфекцией формы занимались полевые прачечные и прачечно-дезинфекционные отряды, которые вытравливали вшей химикатами. Это и ДДТ (в народе дуст), и бисэтилксантоген, на основе которого изготавливались то самое «мыло К», а также скипидар, его мыльный вариант СК-9, пиретол. Обмундирование раненных также нужно было тщательно отстирать от пятен крови и обеззаразить для повторного использования. Особенно важным было обслужить полевые госпитали. В этом случае, кроме одежды, стирались еще простыни и даже использованные бинты. И всё это было на плечах хрупких девушек и женщин. Как итог, разъеденная кожа, стёртые в кровь пальцы, грыжи, артрит, экзема от едкого «мыла К».
Вот как вспоминает свою работу Мария Детко, боец полевого банно-прачечного отряда: «Через всю войну с корытом прошла. Стирали вручную. Телогрейки, гимнастерки... Бельё привезут, оно заношенное, завшивленное. Халаты белые, ну эти, маскировочные, они насквозь в крови, не белые, а красные. Чёрные от старой крови. В первой воде стирать нельзя - она красная или чёрная... Гимнастерка без рукава, и дырка на всю грудь, штаны без штанины. Слезами отмываешь и слезами полощешь. Горы, горы этих гимнастерок... Ватников... Как вспомню, руки и теперь болят. Зимой ватники тяжёлые, кровь на них замёрзшая. Я часто их и теперь во сне вижу... Лежит чёрная гора...».
«Мыло К» - синтетический инсектицид, который впервые ввели в медицинскую практику в 1938 году. Представляет собой смесь химического вещества бисэтилксантогена с хозяйственным мылом в равных долях. В чистом виде - кристаллическое вещество жёлтого цвета со специфическим запахом. Применялся в виде 1,5–4,5-процентной водной эмульсии для борьбы с насекомыми-паразитами. В полевых условиях, во время Великой Отечественной войны, с его помощью боролись с платяными вшами, а также очищали от вшей и клопов помещения и предметы обстановки. Кроме того, этим веществом пропитывали бинты при наложении гипсовых повязок. В том случае, если нужно было обработать носилки или другие подобные вещи, то использовали гидропульты или щетки, смоченные в эмульсии «мыла К».
Повседневная работа гигиенистов осуществлялась в тесном контакте с эпидемиологической службой. Кроме того, во время Великой Отечественной войны врачи-гигиенисты возглавляли военно-санитарные поезда, санитарно-эпидемиологические станции районов. Благодаря широкомасштабным противоэпидемическим мероприятиям, которые включали в себя вакцинацию, использование банно-прачечных и дезинфекционных поездов, дезинфекционно-душевых установок, так называемых «вошебоек» и, несомненно, применение «мыла К» эпидемии сыпного тифа во время Великой Отечественной войны на фронте и в тылу удалось избежать.
С праздником Великой Победы, друзья мои!
Мы гордимся Победой!
1945-1925
Знамя Победы 1 мая 1945 г.
Мыло "К" серия 142, 1942 г.